Старообрядческие храмы в Черной и Панчашуре (Лотово)

 

  Территории, прилегающие к западной границе  земель Камско – Воткинского завода являлись наиболее удалёнными от транспортных артерий - рек Кама, Сива и  Осинско – Сарапульского тракта. К тому же это были труднопроходимые и необжитые пространства, поросшие хвойными лесами. Именно сюда, после строительства завода на реке Вотка, начинают переселяться старообрядцы с некогда спокойных в их понимании мест. Починок на Чёрном Ключе, который в дальнейшем стали именовать деревня Чёрная, был основан старообрядцами поповского толка из деревни Перевозной, в конце XVIII столетия, примерно в 1797 году. А  Панчашур или Лотово несколько позже, в 1845 году, теми же старообрядцами  из соседней с Перевозной деревни Патраково.

 Старообрядцы поповского толка хоть и признавали священство, но в православные храмы не ходили. Из ведомостей о старообрядцах проживающих в округе Воткинского завода узнаем, что они  православных   «священников в дома своя хотя и приемлют а треб их не признают и священных таинств их недопускают».  «Приводят они попов из старообрядческих иргизских монастырей у которых исповедываются и причащаются … мертвые тела погребают при своих селениях и отпевают оные в тех же старообрядческих монастырях заочно и также чинят поминовение над усопшими… В воскресенье и господские праздники сходятся в доме одного грамотного и читают псалтырь …».

 После присоединения к старообрядчеству греческого митрополита Амвросия, резиденция которого была в Белой Крынице входившей в то время в состав Австро – Венгерской империи, поповский толк стали именовать белокрыницким или австрийским, а в простонародии «австрийцами».

 Возможность  строительства храмов и законного рукоположения в священники, у старообрядцев  появилась только после оглашения  известного указа « Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году.

 Единственными старообрядческими храмами,  построенными после 1905 года в округе Воткинского завода были храмы в Чёрной и Панчашуре (Лотово).

 

 

  Церковь  Рождества Христова в Чёрной  построена в 1909 – 1910 годах и освящена в честь Рождества Христова. Церковь была деревянной выполненная с старинном русском стиле, с пятью колоколами, наибольший из них весил 30 пудов и 36 фунтов. В храме имелось большое количество икон старинного письма и иконостас с 48 вложенными в него иконами.

   По данным 1926 года в приход входили старообрядцы окрестных селений: Кудрино, Светлое, Сушинское и выс. Хмельники.

 С 1915 года  и до момента своего ареста за антисоветскую деятельность, в 1934 году, священником  был Калина Ларионов Коробейников.* По воспоминаниям, ныне покойных, моих родственников Калина Коробейников был очень уважаемым человеком, а деятельность его была действительно антисоветской. Да и какой она у него должна быть, если он священник, да к тому же ещё старообрядческий. Он призывал своих односельчан не вступать в колхозы, не страшась при этом  заходить на общие собрания. По решению «тройки» его осудили к пяти годам концлагерей с формулировкой «за развал колхоза».

  Вскоре храм начали разламывать сначала рабочие, нанятые РайФО и Металломом, при снятии колоколов в 1936 году, а потом колхозники, устроившие в здании склад зерна колхоза « Красный Запад».

  Официально церковь закрыта указом Президиума ВС УАССР от 13 марта 1941 года. Здание передано под клуб.

 Свято-Троицкая церковь в Панчашуре (Лотово). Сведений об этой церкви ещё меньше, чем о церкви в Чёрной. Известно лишь, что построена она была так же в 1909 – 1910 годах. Представляла собой деревянное здание покрытое тёсом с тремя колоколами. Первым священником, с января 1909  по 1914 год, был Симеон Зиновьев Коробейников. Кто был в дальнейем священником неизвестно, вероятней всего Калина Коробейников из Черной. Известно лишь, что в 1923 году «пресвитером Свято-Троицкой церкви старообрядческой  Белокрыницкой иерархии» был Федор Андронов Коробейников.

 Церковь была закрыта в 1931 году и передана под школу.

 

 * С 1909 по 1914 год священником вероятней всего был панчашурский священник Симеон Коробейников.

 

 

В архивах  известны  следующие документы, которые помогут Вам узнать больше о священстве и прихожанах этого храма, окажут помощь в составлении родословной:

 

ЦГА УР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики)

Старообрядческая община д. Черная

Метрические книги записи родившихся за 1915 – 1916 гг.

Метрические книги записи бракосочетавшихся за 1914 г.

Метрические книги записи умерших за 1915 – 1917 г.

Старообрядческая община д. Панчешур (Лотово)

Метрические книги записи родившихся за 1909;1910; 1912-1916 гг.

Метрические книги записи умерших за 1915 г.

 (ф.351 о.1 д.62 и 63)

 

Источники информации:

ЦГА УР ф.212 о.1 №1072 Ведомости о старообрядцах проживающих в округе Воткинского завода за 1816 год

ЦГА УР ф.351 о.1 д.62 – 63 Метрические книги

Воткинский архив районной администрации  ф. 276 о.1 д.3 и 6 Материалы по закрытию церквей.

 

О храме на сайте «Воткинские окрестности»:

 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© nickolay-lap

Конструктор сайтов - uCoz