Старообрядческие храмы в Черной и Панчашуре (Лотово)
Территории, прилегающие к западной границе земель Камско – Воткинского завода являлись наиболее удалёнными от транспортных артерий - рек Кама, Сива и Осинско – Сарапульского тракта. К тому же это были труднопроходимые и необжитые пространства, поросшие хвойными лесами. Именно сюда, после строительства завода на реке Вотка, начинают переселяться старообрядцы с некогда спокойных в их понимании мест. Починок на Чёрном Ключе, который в дальнейшем стали именовать деревня Чёрная, был основан старообрядцами поповского толка из деревни Перевозной, в конце XVIII столетия, примерно в 1797 году. А Панчашур или Лотово несколько позже, в 1845 году, теми же старообрядцами из соседней с Перевозной деревни Патраково. Старообрядцы поповского толка хоть и признавали священство, но в православные храмы не ходили. Из ведомостей о старообрядцах проживающих в округе Воткинского завода узнаем, что они православных «священников в дома своя хотя и приемлют а треб их не признают и священных таинств их недопускают». «Приводят они попов из старообрядческих иргизских монастырей у которых исповедываются и причащаются … мертвые тела погребают при своих селениях и отпевают оные в тех же старообрядческих монастырях заочно и также чинят поминовение над усопшими… В воскресенье и господские праздники сходятся в доме одного грамотного и читают псалтырь …». После присоединения к старообрядчеству греческого митрополита Амвросия, резиденция которого была в Белой Крынице входившей в то время в состав Австро – Венгерской империи, поповский толк стали именовать белокрыницким или австрийским, а в простонародии «австрийцами». Возможность строительства храмов и законного рукоположения в священники, у старообрядцев появилась только после оглашения известного указа « Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году. Единственными старообрядческими храмами, построенными после 1905 года в округе Воткинского завода были храмы в Чёрной и Панчашуре (Лотово).
Церковь Рождества Христова в Чёрной построена в 1909 – 1910 годах и освящена в честь Рождества Христова. Церковь была деревянной выполненная с старинном русском стиле, с пятью колоколами, наибольший из них весил 30 пудов и 36 фунтов. В храме имелось большое количество икон старинного письма и иконостас с 48 вложенными в него иконами. По данным 1926 года в приход входили старообрядцы окрестных селений: Кудрино, Светлое, Сушинское и выс. Хмельники. С 1915 года и до момента своего ареста за антисоветскую деятельность, в 1934 году, священником был Калина Ларионов Коробейников.* По воспоминаниям, ныне покойных, моих родственников Калина Коробейников был очень уважаемым человеком, а деятельность его была действительно антисоветской. Да и какой она у него должна быть, если он священник, да к тому же ещё старообрядческий. Он призывал своих односельчан не вступать в колхозы, не страшась при этом заходить на общие собрания. По решению «тройки» его осудили к пяти годам концлагерей с формулировкой «за развал колхоза». Вскоре храм начали разламывать сначала рабочие, нанятые РайФО и Металломом, при снятии колоколов в 1936 году, а потом колхозники, устроившие в здании склад зерна колхоза « Красный Запад». Официально церковь закрыта указом Президиума ВС УАССР от 13 марта 1941 года. Здание передано под клуб. Свято-Троицкая церковь в Панчашуре (Лотово). Сведений об этой церкви ещё меньше, чем о церкви в Чёрной. Известно лишь, что построена она была так же в 1909 – 1910 годах. Представляла собой деревянное здание покрытое тёсом с тремя колоколами. Первым священником, с января 1909 по 1914 год, был Симеон Зиновьев Коробейников. Кто был в дальнейем священником неизвестно, вероятней всего Калина Коробейников из Черной. Известно лишь, что в 1923 году «пресвитером Свято-Троицкой церкви старообрядческой Белокрыницкой иерархии» был Федор Андронов Коробейников. Церковь была закрыта в 1931 году и передана под школу.
* С 1909 по 1914 год священником вероятней всего был панчашурский священник Симеон Коробейников.
В архивах известны следующие документы, которые помогут Вам узнать больше о священстве и прихожанах этого храма, окажут помощь в составлении родословной:
ЦГА УР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики) Старообрядческая община д. Черная Метрические книги записи родившихся за 1915 – 1916 гг. Метрические книги записи бракосочетавшихся за 1914 г. Метрические книги записи умерших за 1915 – 1917 г. Старообрядческая община д. Панчешур (Лотово) Метрические книги записи родившихся за 1909;1910; 1912-1916 гг. Метрические книги записи умерших за 1915 г. (ф.351 о.1 д.62 и 63)
Источники информации: ЦГА УР ф.212 о.1 №1072 Ведомости о старообрядцах проживающих в округе Воткинского завода за 1816 год ЦГА УР ф.351 о.1 д.62 – 63 Метрические книги Воткинский архив районной администрации ф. 276 о.1 д.3 и 6 Материалы по закрытию церквей.
О храме на сайте «Воткинские окрестности»:
|
Обратная связь |
|
© nickolay-lap |