Екатерининская  и Тихвинско – Богородицкая церковь в селе Паздеры

 

  Время основания селения относится к началу русской колонизации Среднего Прикамья - первой половине 17 столетия.

 Впервые Паздеры  упоминаются в Писцовой книге Казанского уезда  составленной писцами Семеном Васильевичем Во­лынским, Петром Матвеевичем Коротневым и диаком Михаилом Патрекеевым в 1647 – 1656 гг.

На листе 481 об.  писцами сделана  запись « Деревня, что был починок Паздерин, на горе и на реке Каме». Из записи видно, что русское поселение было известно властям  ещё до 1647 года, как починок Паздерин.  Населяли его  русские дворцовые  крестьяне Сарапульского уезда.

 Согласно «Переписной книги 1710 года дворцового села Сарапула с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Алферьевича Кудрявцева» на листах 27 об. – 29 в деревне Паздерине проживают Чернышевы, Зылевы, Глазырины, Жернаковы, Коробейниковы, Поморцевы, Кожевниковы,  Бердышевы и ряд дворов без указания фамилий их хозяев ( например Кузмины).

 

 До 1795 года Паздеры как и все остальные окрестные ему селения входили в состав Крестовоздвиженской церкви с.Гольяны.

26 марта 1795 года на основании Указа Св.Синода за № 721 открыт самостоятельный приход из следующих  селений ранее входящих в приход с Гольяны: Перевозная, Поваренки, Патраково, Максимки, Кобыляки (Вниз по речке Перевозной), Бачино, Сиверуха, Ольхово, Елдухи ( в дальнейшем переименовано в Ледухи), Малый Елдух Жужги (Вверх по речке Перевозной), Сидоровы Горы, Федотово, Лапино, ,   Фертиков, Фомино, Кулюшево.

 8 июня 1795 года Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство церкви за № 1258.

 В этом же году была построена деревянная церковь с двумя престолами. Главный престол в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и придельный в честь

Св. Великомученицы Екатерины.

 26 июня 1797 года освящен престол в честь Св. Великомученицы Екатерины.

 16 февраля 1803 года освящен главный престол в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

 20 мая 1846 года по Указу Вятской Консистории за № 2792 совершение богослужения в храме запрещено, в связи с её ветхостью.

 В этом же году была построена временная деревянная церковь с одним престолом, который был освящен 14 декабря 1846 года в честь Св.Великомученницы Екатерины.

 В 1855 году построена новая одно престольная   церковь. Здание деревянное на каменном фундаменте, обитое тесом с железной крышей и колокольней.

 6 февраля 1861 года, по благословению Преосвщеннейшего Агафангела, протоиереем Михаилом Преображенским освящен престол в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

 В 1868 году в селе Паздеры и д.Перевозное открыты школы.

 В 1888 году построена часовня при церкви.

 В 1900 году построена часовня на кладбище.

 По состоянию на 1904 год  имелись часовни в следующих селениях прихода:

1) д. Сидоровы Горы

с особо чтимыми праздниками: Святителя Василия Великого - 1 января ; Св.Иоанна Богослова - 8 мая и Покрова Божией Матери – 1 октября.

2) д. Перевозной

с особо чтимыми праздниками; Вознесения Господня; Святителей Гурия и Ворсонофия – 4 октября.

3) д. Северинская

с особо чтимыми праздниками; Рождества Иоанна Предтечи – 24 июля; Преображения Госпдня – 6 августа; Архистратига Михаила – 8 ноября.

4) д. Поваренки

 с особо чтимыми праздниками; Св. Великомученика и Победоносца Георгия – 23 апреля и 26 ноября; Св. мучеников Флора и Лавра – 18 августа.

5) д.Кулюшево

с особо чтимыми праздниками; Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – 30 января; Пятидесятницы; Святых мучеников Власия и Модеста – 18 декабря.

 14 июля 1913 года в селе заложен каменный храм, но сведений о нем не обнаружено. По всей видимости,  начавшая война и последующие за ней трагические события не позволили крестьянам приступить к  его строительство.

 После исхода значительной части населения, а  с ними и священников в 1918 – 1919 годах церковь,  возможно,  не действовала. В прочем достоверной информацией по этому поводу не обнаружено.

 Начиная с 1922 года, в Паздеринской церкви  служит вновь рукоположенный  священник Петр Михайлович Васнецов.  Надо сказать, что он не первый священник в селе по фамилии Васнецов.

 В ноябре 1923 года при невыясненных обстоятельствах церковь сгорает. Основные святыни, иконы Тихвинской Божьей Матери, Св.Екатерины и церковную утварь удается спасти.

  Вскоре, осенью 1924 года, внезапно умирает и молодой священник о. Петр Васнецов.

  8 сентября 1924 года, в Паздеры переводится протоиерей Воздвиженской церкви с.Гольяны Павел Николаевич Томилов, тесть покойного священника.

   До 1930 года служба производилась в деревянной часовне.

   После ареста в 1930 году священника, службы были прекращены. Регистрация другого священника и служба в часовне  райсоветом была запрещена, по причине того, что « договор  администрацией  с группой верующих заключался на здание сгоревшей церкви, а не часовни …».

 

  Особое место в истории села Паздеры занимают обретенные, местными крестьянами, на берегу Камы чудотворные иконы.

Иконы представляют собой скульптурную группу, выполненную в традициях пермской пластической школы, изображающей в натуральную величину распятого Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими фигурами Пресвятой Богородицы и Св. Иоанна Богослова.  Известный историк православного искусства в Удмуртии Е.Ф.Шумилов считает, что скульптурная группа создана в конце ХVIII – начале XIX в., а «по ряду стилевых признаков можно предполагать  здесь произведение круга резчика Лысьвенского завода Дмитрия Титовича Домнина.»

Об обретении икон имеется следующее предание: « … Паздеринские рыбаки занимались своим обычным делом – ночной ловлей рыбы. Улов ожидался богатый, рыбаки увлеченно работали. Лодки то и дело подплывали к берегу залива, выгружались и отчаливали на реку. В это время, промыслом Божиим, доплыли иконы до села. Обтянутые в материю, в ночной темной воде, казалось, плыли сплавляемые в этих местах бревна. Рыбаки их отталкивали от лодок, чтоб не мешали улову. А они вновь и вновь, как гласит молва, «против водички» подплывали к ним. Так продолжалось несколько дней. Однажды в полночь возвращавшиеся с уловом рыбаки услышали плач со стороны реки. Они оглянулись назад и увидели, что от бревен исходит сияние в виде столпа, уходящего в небо. По селу мгновенно разнеслось известие о необычном явлении. Народ сбежался к пристани. Позвали и священника. Бревна были извлечены из воды, с них сняли материю. Это оказались деревянные иконы, они были совершенно сухие, а от ликов исходило сияние. «Иконы живые!» Так и прозвали иконы – «Живые», а позднее – «Старые иконушки», за давность их появления в селе. С пением молитв перенесли иконы в ближайшую часовню. А праздник Преполовения, отмечавшийся в этот день, окрестило народное меткое слово в «Приплавушки». И стал он особо чтимым местным праздником. Широко распространилась весть о чудесном явлении Икон. И началось паломничество к ним». 

 Время обретения икон  до сих пор не установлено. Бытует два мнения; одни считают, что иконы обретены в начале XIX в., а другие уверены, в том, что это произошло в послереволюционные годы.

    Первая  версия, но мой взгляд не может быть состоятельной по следующим причинам ; во – первых  в церковных формулярах дореволюционного периода на вопрос имеются ли в храме чудотворные иконы,  священники добросовестно отвечали -  нет,  во – вторых  ни в одном, из огромного количества  сохранившихся,  церковном документе дореволюционного периода нет даже намека, на паломничество к чудотворным иконам в Паздеры, и в – третьих праздник Преполовения до революции  в Паздерах не был  особо чтимым праздником, таким как «Тихвинская» и «Екатерина».

  Первые письменные упоминания о чудотворных иконах в Паздерах , по материалам архивов Удмуртии, появляются только после войны. Так в 1946 году в документах уполномоченного по делам РПЦ, появляется следующая информация: « Село Паздеры, Воткинского района. Неоднократные ходотайства возбуждались Зылевым.А.П и его родственниками. Мотивы к открытию церкви выдвигались самые нелепые, что в часовне имеются чудотворные иконы, которые по утрам плачут… ». 

Так же  спустя несколько лет  в обзорной информации того же уполномоченного перед закрытием часовни в 1952 году  мы читаем, что : « В с.Паздеры Воткинского района находится часовня, в которой три фигурные старинные иконы. К этим иконам два три раза в год приходят на поклонение большие массы верующих не только из районов Удмуртии, а и из других областей.

 Не смотря на то, что часовня с 1930 года считается недействующей ни Паздеринский сельсовет, ни Воткинский райисполком мер к предотвращению паломничества не предпринимает. Более того, они своими действиями способствовали этому паломничеству.

 С ведома сельсовета окна в часовне не забивались с тем, что бы проходящие  богомольцы имели возможность видеть иконы и бросать туда приношения: деньги, шерсть, полотенце и прочие вещи…».

  Далее в этом же документе уполномоченный по делам РПЦ « в  связи с тем, что здание часовни пришло в ветхость составляет 30% годности и грозит обвалом» просит разрешение на снос часовни и предлагает передать  имущество церкви в Вознесенский храм с.Перевозное.

  27 января 1952 года по решению Совета Министров УАССР часовня в Паздерах снесена, а имущество перевезено в Вознесенскую церковь с. Перевозное.

  Иеромонах Зосима пишет: « До сих пор старожилы живо рассказывают о том, как протянулась живая нить крестного хода на шесть километров от села к селу, на руках несли Иконы на новое место. С молитвою, благоговейно, обвязав Иконы полотенцами, понесли впереди Святое Распятие, за ним Пресвятую Богородицу, а за Ней Иоанна Богослова. Всю церковную утварь, Иконы, спасенные от пожара, среди них и местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, везли на санях. Клавдия Александровна Жернакова в тот день возвращалась домой в Паздеры из школы села Перевозное.

 - Было очень холодно, я торопилась домой. По дороге я увидела что идет крестный ход. Все пели молитвы и тропари, да так, что, казалось, сами ангелы спустились с небес и поют вместе с народом. Я такого пения больше никогда не слышала. Всё шли и шли мне навстречу люди, пока я не дошла до дома».

 

 

 

 

В архивах  известны  следующие документы, которые помогут Вам узнать больше о священстве и прихожанах этого храма, окажут помощь в составлении родословной:

 

ЦГА УР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики)

Екатерининская церковь

Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших  за 1818 – 1828, 1861 – 1890, 1694 – 1898, 1900 - 1901гг.

Тихвинско Богородицкая церковь

Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших  за 1854 – 1856, 1859 – 1860 гг.

(ф.361 о.1 д.26 -28)

Метрические книги записи родившихся за 1902 – 1916 гг.

Метрические книги записи  бракосочетавшихся за 1902 – 1912, 1914 - 1915 гг.

Метрические книги записи умерших  за 1902 – 1918 гг.

(ф.361 о.1 д.1 -25, 29 - 46)

Клировые ведомости за 1815 – 1906, 1922 гг.

 

Архивный отдел администрации г. Сарапула

Клировые ведомости за 1922,1924 г.г

(ф.17о.2 д.10 -11)

Метрические книги; Ведомости о церкви и священниках – не изученные автором сайта.

-

 

 Источники информации:

РГАДА. Ф.396. о.2 д.3598  Переписная книга 1710 года дворцового села Сарапула с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Алферьевича Кудрявцова .

Писцовая книга Казанского уезда 1647 – 1656 годов. Москва 2001 г.

ЦГА УР ф.551-Р Совет Народных комиссаров УАССР  д.61;70;105

ЦГА УР ф. Р-361 о.1 Объединенный фонд Тихвинно – Богородицкой и Екатерининской церкви с. Паздеры.

ЦГА УР ф.245 о.4 д.114 Сарапульское духовное правление. Ведомость о Тихвино – Богородикой церкви с. Паздеры  за 1904 год.

Е.Ф.Шумилов Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI – начало  XX века. Ижевск. 2001г

Иеромонах Зосима, И.Н.Коротылева. История обретения чудотворных икон в селе Паздеры. Свято-Успенский женский монастырь с.Перевозное. 2003 г.

Архивный отдел администрации г. Сарапула  ф.17 о.2 д.10;11 Ведомости о церкви с.Паздеры за 1922 и 1924 г.г

 

О храме на сайте «Воткинские окрестности»:

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© nickolay-lap

Конструктор сайтов - uCoz